Налоги в Беларуси: подоходный, транспортный, по безработице, на дороги и недвижимость

Налоговая система в Республике Беларусь в 2020 году

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Транспортный налог в Беларуси в 2020 году

Последнее сообщение на тему пошлины появилось 9 марта на канале «Беларусь» . Из нового — планируется уменьшить размер дорожного налога для юрлиц на 20%. Сейчас, к примеру за авто 1-2 тонны, физлицо платит 6 базовых, а юрлицо — 9 базовых.

До этого, 17.02.2020 высказывался министр финансов Максим Ермолович. Он сообщил, что министерство все еще ведет подготовку проекта указа. Планируется отвязать дорожный налог от техосмотра, изменить периодичность уплаты и сделать скидки для тех, кто оплачивает на длительный срок.

Министерство финансов сообщало, что осуществляется подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети» — ссылка http://www.minfin.gov.by/public/ru/faq/

Новые правила могут заработать в 2020 году, но пока проект не подписан, действуют старые правила, которые указаны в этой статье. Если вы хотите быть в курсе, когда примут изменения, подпишитесь на комментарии к этой статье. Как только будут новости, я напишу комментарий и вам придет на почту письмо. На скриншоте ниже показал как это сделать:

Далеко не каждый владелец автомобиля воспринял как должное изменения, внесенные в 249-ую статью Налогового кодекса РБ после 31-ого декабря 2013 года. Согласно им, в стране появилась новая госпошлина — так называемый транспортный налог, как метко его сразу окрестили те, кто не представляет свою жизнь без «баранки». В чем его особенность и для чего он вообще нужен? Где и как можно оплатить этот налог, пошлину, или плату за участие, в 2020 году в Беларуси? Обо всем этом — в подробном материале ниже.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.

Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.

Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это возраст автомобиля. Если ваше транспортное средств «моложе» 10 лет, то оплачивать транспортный налог нужно сразу на 2 года вперед. Это правило не распространяется на грузовики и автобусы.

Также в расчет принимается общая масса авто. Есть 4 общепринятые категории:

Кстати, пока не забыл. В Беларуси почти нет грамотных сайтов и Телеграм-каналов, посвященных теме Финансы. Наш канал @FinBel в их числе.

Мы публикуем интересные материалы про все, что связано с деньгами в Беларуси: инвестиции, недвижимость, бизнес, ИП, налоги и немного бухгалтерии, финансовые лайфхаки. Все статьи основаны на личном опыте авторов.

Подписывайтесь, чтобы потом не искать – @FinBel

  • до 1,5 тонн;
  • от 1,5 до 2 тонн;
  • от 2 до 3 тонн;
  • более 3 тонн.

Ставки транспортного налога

Они прописаны в пункте 112 Закона Республики Беларусь №96-3 от 31 декабря 2013 года.

Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Стоимость платы за участие в дорожном движении, которую планируется ввести для физлиц вместо пошлины, такая же. Но платить физическим лицам можно не сразу за год, а по месяцам. А при оплате за год и более — скидка 20%. Т.е. указанные суммы надо умножить на понижающий коэффициент 0,8. Чтобы рассчитать, сколько платить за месяц — разделить сумму на 12.

Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.

Ставки для юридических лиц:Ставки для физических лиц:
Максимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYNМаксимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно1232412324
от 21 до 40 включительно1745917459
свыше 402259422594
Легковой автомобиль
не более 1 тонны7189не более 1,5 тонны381
более 1 тонны, но и не более 2 тонн9243более 1,5 тонны и не более 2 тонн6162
более 2 тонн, но не более 3 тонн112978216
более 3 тонн1437811297
Прицеп не более 0,75 тонны5135254
Прицеп более 0,75 тонны1232411297
Прицеп-дача (караван)71895135
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны123248216
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны1745917459
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн2259422594
более 12 тонн2567525675
Прочее
Мотоцикл381254
Седельный тягач20540независимо от разрешенной максимальной массы20540

Есть ли льготы?

Да, люди с 1 и 2 группами инвалидности оплачивают 50% от стоимости «дорожного налога». Некоторое время назад такая же льгота полагалась и пенсионерам, но с 2016 года она официально упразднена.

Способы оплаты

Если вы физическое лицо, то можете оплатить транспортный налог в любом банке или почтовом отделении. Отметим, что даже если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, вы все равно пользуетесь для оплаты тарифами для физических лиц.

А вот оплата налога юридическими лицами (организации) возможна только в банке.

Как заплатить через ЕРИП?

Продемонстрируем, как происходит оплата транспортного налога через ЕРИП. Использовать для этого можно как обычный инфокиоск, подключенный к Системе (РАСЧЕТ), так и любой интернет-банкинг, которым вы пользуетесь.

В нашем случае это будет программный продукт «Беларусбанка», но разницы нет никакой – «Дерево ЕРИП» имеет универсальную структуру и везде выглядит одинаково.

1. В главной ветке услуг открываем раздел «Прочие платежи».

2. Выбираем «Белтехосмотр».

3. Нажимаем на раздел «Госпошлина» (представлено и для физических, и для юридических лиц).

4. Для оплаты понадобится серия и номер техпаспорта транспортного средства.

После проведения оплаты можно сохранить электронный чек и распечатать его — он и будет служить официальным документом, подтверждающим вашу оплату транспортного налога. Впрочем, делать это и хранить чек вовсе необязательно — вся информация о платеже остается в базе ЕРИП, и работники «Белтехосмотра» без труда отыщут нужные сведения по номеру операции.

Важно: не путайте госпошлину на допуск к участию в дорожном движении с оплатой за непосредственно проведенный техосмотр.

Что будет, если не платить?

Так как транспортный налог в Беларуси на сегодняшний день по-прежнему привязан к техосмотру, то без его уплаты вы просто не сможете получить допуск к дорожному движению.

Конечно, всегда можно включить режим невозмутимого игнора и сесть за руль, но штрафы за отсутствие техосмотра в Беларуси немаленькие.

С 1 апреля 2019, при отсутствии платы за участие в дорожном движении, с нарушителей будет взиматься плата в двойном размере. Планируется, что контроль уплаты будет проходить автоматически, с помощью камер видеофиксации.

Планируемые изменения в 2020 году

Еще 5 октября 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас на выступлении в Палате представителей заявил о том, что транспортный налог планируется отвязать от техосмотра.

Одно из ключевых изменений — возможность внесения помесячной оплаты через ЕРИП. Это решение кажется справедливым для тех водителей, которые не используют свой автомобиль целый год. Также разбивка на небольшие доли поможет решиться на оплату налога тем, кто не желает расставаться сразу с крупной для себя суммой.

Однако вопрос до сих пор в проработке.

Конечно, вопрос контроля над оплатой транспортного налога остается открытым: тот же Румас апеллировал к использованию баз фотофиксаторов для выявления уклоняющихся. Но, опять же, это все озвучивалось исключительно в плоскости гипотетических рассуждений, а какое будет принято решение в итоге, покажет только время.

Пока этот налог остается камнем преткновения между властями и автовладельцами. Аргументы обеих сторон предельно понятны и справедливы, дело за малым — грамотно «упаковать» их в юридические формулировки и представить в виде соответствующих положений. А пока что рекомендуем вам оплатить госпошлину за пользование дорогами, если вы этого еще не сделали — и получать от езды по Беларуси истинный комфорт и наслаждение.

Транспортный налог: размер госпошлины в Беларуси на автомобиль с 1 января 2019 года, калькулятор, как платить, последние новости

Чтобы иметь право ездить по дорогам, собственники автотранспорта в большинстве цивилизованных стран должны платить транспортный налог. В Белoруссии он введен с 1 января 2014 года. Со временем сумма и условия оплаты госпошлины менялись не в лучшую сторону для ее жителей. Кто, когда и в каком объеме должен платить дорожный налог в РБ в 2019 году? Какие изменения в отношении размера и условий оплаты госпошлины ожидаются в 2020 году?

Что называют транспортным налогом

Транспортный налог представляет собой денежный взнос государству за выдачу разрешения на допуск машин к участию в дорожном движении, в народе именуется «дорожным сбором». Впервые жителей РБ о нем известил закон №96-З от 31 декабря 2013г. Причиной появления дорожного сбора стала большая нагрузка на республиканские и местные дороги из-за возрастающего с каждым годом количества автотранспорта.

Для компенсации наносимого дорогам ущерба каждый водитель должен платить в бюджет государственную пошлину, которая идет на ремонт поврежденных и строительство новых дорожных сетей. Исполнение обязательств по уплате налога регулируется 26 главой Налогового кодекса Белоруси.

Кто считается налогоплательщиком

Вносить транспортный налог должны все физические и юридические лица, на которых зарегистрирован хотя бы один автомобиль, автобус, мотоцикл или другое транспортное средство (статья 283 НК РБ). Исключение составляют только льготные категории плательщиков.

Платить госпошлину обязан именно собственник, даже если ездит на авто кто-то другой.

Когда и как часто осуществлять оплату

Какие сроки уплаты транспортного налога существуют в Беларуси? Госпошлину на ТС нужно оплачивать перед прохождением следующего техосмотра. Привязка к проверке технического состояния машины была сделана сразу в 2014г, когда дорожный сбор только ввели. Пройти техосмотр без его оплаты не получится – за этим строго следят исполнительные органы власти.

В зависимости от возраста машины и состава груза периодичность оплаты госпошлины может быть следующей:

  • 1 раз за 24 месяца в двойном размере– для молодых авто (до 10 лет). Так как техосмотр они проходят 1 раз в 24 месяца, оплата транспортного налога происходит с аналогичной периодичностью. Однако его сумма должна вноситься сразу за 2 года.
  • 1 раз за 12 месяцев – для ТС, возраст которых превышает 10 лет. Проходят техническую проверку 1 раз за год.
  • 1 раз за 6 месяцев в размере 0,5 суммы годовой пошлины – для транспорта, перевозящего людей или опасные грузы. Такие ТС проходят техосмотр 2 раза за год.

Многие жители РБ считают сумму дорожного сбора слишком большой для разовой оплаты. Поэтому часто задается вопрос, можно ли оплатить транспортный налог частями. Пока нельзя, но до 2020 года Министерство финансов обещало продумать этот вопрос и внести коррективы в систему транспортного налогообложения.

Сумма, предназначенная для внесения в бюджет

Сколько же нужно платить государству за использование дорог? Рассчитать сумму транспортного налога можно, умножив налоговую ставку на базовую величину (БВ). Два года назад базовая величина равнялась 23 бел. руб., с 1 января 2018 года – 24,5 бел. руб. С 1 января 2019 года БВ составляет 25,5 бел. руб., с 1 января 2020 года составила 27 руб.

Ставка пошлины зависит от следующих составляющих:

  • вида транспорта (легковой, грузовой, автобус, мотоцикл);
  • максимальной массы (для легковых, грузовых автомобилей, мотоциклов);
  • от количества сидений (для автобусов).

Таблица ставок дорожного сбора

Ставки для юридических лиц:Ставки для физических лиц:
Максимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYNМаксимально разрешенная массаКол-во базовых величинЦена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно1230612306
от 21 до 40 включительно17433,517433,5
свыше 402256122561
Легковой автомобиль
не более 1 тонны7178,5не более 1,5 тонны376,5
более 1 тонны, но и не более 2 тонн9229,5более 1,5 тонны и не более 2 тонн6153
более 2 тонн, но не более 3 тонн11280,58204
более 3 тонн1433611280,5
Прицеп не более 0,75 тонны5120251
Прицеп более 0,75 тонны1230611280,5
Прицеп-дача (караван)7178,55127,5
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны123068204
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны17433,517433,5
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн2256122561
более 12 тонн25637,525637,5
Прочее
Мотоцикл376,5251
Седельный тягач20510независимо от разрешенной максимальной массы20510

Пользуясь данными из таблицы, можно самостоятельно вычислить размер госпошлины на любой транспорт.

Например, транспортный налог за 2020 год для владельца грузовой машины с максимально допустимым весом 3 тонны равен: 17*27= 459 бел. руб. В 2018 году он составил бы: 17*25,5 = 433,5 бел.руб.

А если возраст этого автомобиля до 10 лет, то собственнику пришлось бы уплатить двойную сумму сразу за 2 года: 867 бел. руб. и 833 бел. руб. соответственно для 2019 и 2018 гг.

Таким образом, сумма оплаты дорожного сбора может быть от 3 (для легковых авто) до 25 (для грузовых автомобилей) базовых величин, то есть от 76,5 до 637,5 бел. руб.

Помимо госпошлины на транспорт необходимо также заплатить за техосмотр. Стоимость обслуживания и проверки технического состояния автомобиля по разным регионам может отличаться.

Так, например, в Минске процедура техосмотра обойдется автолюбителю в 20-26 бел. руб., плюс дополнительно нужно будет оплатить сертификат о его прохождении (наклейка на лобовое стекло), стоимость которого составляет 7,35 бел. руб.

Расчет пошлины с помощью налогового калькулятора

Для расчета суммы налога, положенного уплате в бюджет, можно также воспользоваться калькулятором транспортного налога в Республике Беларуси за 2019 год по ссылке.

Калькулятор подсчитает пошлину за год. Если нужно рассчитать разовую сумму оплаты для молодых автомобилей возрастом до 10 лет, полученную сумму нужно умножить на 2 (сразу за 2 года), для машин-перевозчиков опасных грузов – поделить на 2 (они уплачивают каждые полгода).

Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу

Многих интересует, как не платить транспортный налог в Беларуси и какие льготы в этом году по нему предусмотрены. В 285, 286 статьях НК РБ перечислены льготные категории юр. и физ.лиц, имеющие право в 2019 году оплачивать госпошлину на дороги по сниженным ставкам или не оплачивать вовсе.

Скидка 50% применяется для инвалидов 1-й и 2-й групп, а также ветеранов Великой Отечественной войны.

Не платят транспортный налог:

  • собственники ТС, предоставляющих транспортные услуги по перевозке инвалидов или полученных через госучреждения соцзащиты;
  • юрлица, использующие транспорт для предоставления бесплатных медицинских услуг (скорая помощь);
  • предприятия, осуществляющие с помощью автомобиля функции соцзащиты;
  • организации, подведомственные силовым, оборонным структурам государства, использующие государственные ТС по назначению;
  • владельцы транспорта общего пользования.

Негативным моментом считается отсутствие в 2019 году в Беларуси льгот по транспортному налогу для пенсионеров и многодетных семей. Только в 2014-2015 гг белорусские пенсионеры считались льготниками по дорожному сбору.

Способы оплаты госпошлины

Существует немало вариантов, как платить госпошлину. Организации и частные лица могут заплатить транспортный налог одним из следующих способов:

  • через инфокиоск или банкомат;
  • при помощи оператора банка по реквизитам;
  • в отделениях «Белпочты» (только для физических лиц и ИП);
  • через онлайн-банкинг ( с помощью системы ЕРИП).

Как оплатить дорожный сбор через ЕРИП

Легкий и быстрый метод оплаты транспортного налога без комиссии – через систему «Расчет» (ЕРИП). Для внесения безналичных денежных средств через ЕРИП нужно:

  1. Зайти через интернет на сайт Личного кабинета банка.
  2. Пройти идентификацию (ввести логин, пароль) и войти в ЛК.
  3. В меню услуг обозначить «дерево ЕРИП».
  4. На открывшейся вкладке выбрать «Прочие платежи».
  5. Нажать «Белтехосмотр».
  6. Кликнуть по разделу «Госпошлина» (для физлиц и ИП или юрлиц).
  7. В окно данных вписать номер Техпаспорта машины и ФИО (для физлиц)/ название юрлица. Нажать «Подтвердить».

Штрафные санцкии за неуплату

Штрафа для тех, кто ушел от уплаты госпошлины, в 2019 году нет. Но владелец автомобиля не сможет пройти техосмотр, пока не оплатит транспортный налог. А если его машину остановит сотрудник ГИБДД, то штраф за отсутствие сертификата техосмотра на первый раз составит 1-3 базовые величины. При повторных остановках автомобиля без необходимой документации штрафные санкции уже больше – от 2 до 5 БВ.

Эти показатели несравнимы с размером дорожного сбора на некоторые виды ТС (до 25 БВ). Поэтому часто водители не оплачивают госпошлину, предпочитая получить штраф.

Куда направляется налог на дороги в Беларуси

Жители Белоруси не всегда понимают, куда направляется уплаченный ими транспортный налог. Полученные деньги идут на строительство новых дорог и реконструкцию, ремонт уже сформированных дорожных покрытий. Госпошлина распределяется равномерно между республиканским и местным бюджетами. То есть 50% от взноса отправляется в бюджет РБ, остальные 50% – в местный бюджет. Такое распределение удовлетворяет не всех – плательщики недовольны, что в местные бюджеты приходит мало средств.

Власти намекнули, что, возможно, с 2020 года ситуация изменится – в бюджет РБ будет уходить лишь 25 % поступлений, остальное будет оставаться в распоряжении местных органов.

Случаи возврата пошлины

Часто собственники, недавно прошедшие техосмотр машины, но в скором времени решившие ее продать, задумываются, как вернуть транспортный налог за проданный автомобиль. Не стоит здесь ломать себе голову: вернуть его после пройденной процедуры техосмотра и получения разрешения на участие в дорожном движении не получится.

При продаже автомобиля уплаченный транспортный налог автоматически переходит на лицевой счет нового собственника. То есть покупатель ТС может не проходить проверку его технического состояния и не делать взносы в бюджет до истечения срока действия разрешения на участие в ДД, сделанного предыдущим владельцем.

Возврат или зачет транспортного налога в Беларуси, согласно 292 статье НК РБ, возможен в следующих случаях:

  1. Дорожный сбор уплачен ошибочно или в большей сумме, чем нужно;
  2. После уплаты пошлины, но до прохождения технического осмотра, владелец решает не пользоваться больше правом эксплуатации дорог РБ.
  3. Водитель получает отказ в допуске к участию в дорожном движении.

Возврат госпошлины не производится в случае, когда плательщик имеет задолженность по уплате налогов или начисленную неустойку.

Если дорожный сбор был излишне уплачен по вине сотрудника налогового органа, то плательщику возвращается не только уплаченная сумма, но и проценты на нее в размере 1/360 от ставки рефинансирования за каждый день с момента внесения денег плательщиком.

Зачет дорожного сбора может производиться не только в счет будущих платежей по транспортному налогу, но и в счет платежей или пеней по другим налогам (на доход, земельный, на имущество).

Возврат или зачет пошлины происходит по письменному заявлению собственника автомобиля, не позднее 5 лет с момента уплаты. За более позднюю подачу заявления налоговый орган вправе выплатить сумму излишка налога за вычетом процентов на нее в размере 1/360 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Рассмотрение заявления происходит в течение 3 рабочих дней при зачете или 15 рабочих дней при возврате.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Транспортный налог

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят госпошлину именно владельцы транспортных средств.

Как определяется сумма транспортного налога?

Транспортный налог в РБ имеет несколько разных ставок, льготы и исключения из общих правил. Ставки транспортного налога зависят в первую очередь от:

  • вида и назначение транспорта: легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.;
  • веса транспортного средства;
  • количества посадочных мест;
  • принадлежности транспортного средства физическому или юридическому лицу.

На порядок оплаты транспортного налога также влияет возраст авто, но его общая сумма при этом не меняется. Дело в том, что без уплаты госпошлины невозможно пройти обязательный техосмотр. Поскольку автомобили не старше 10 лет проходят техосмотр раз в 2 года, то и транспортный налог уплачивается сразу на 2 года вперед по обычной ставке.

Но за транспортные средства, проходящие техосмотр 2 раза в год придется 2 раза платить установленную сумму госпошлины. Это прямо указано в пункте 5 Налогового кодекса (НК РБ).

Транспортный налог 2020 года начисляется по тем же ставкам в базовых величинах что в прошлом году, но с января 2020 размер базовой величины вырос до 27 руб., соответственно подросла и госпошлина в денежном эквиваленте.

Первоисточником информации о госпошлине за допуск к дорожному движению являются статьи 248, 249 Налогового кодекса. Ставки в базовых величинах прописаны в Приложении 12 в Особенной части Налогового кодекса.

Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц

Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:

Госпошлина индивидуальным предпринимателям начисляется по тарифам для физических лиц.

Если возникают сомнения касательно ставки госпошлины, можно воспользоваться калькулятором на сайте ГУ «Белтехосмотр».

Ставки транспортного налога для юридических лиц

Для юридических лиц назначены особые условия начисления госпошлины. Они не совпадают со ставками для физических лиц по величине и по зависимости платы от веса транспортного средства.

У юридических лиц, как и у граждан, есть свои льготы и скидки при оплате транспортного налога, но основания для льгот принципиально отличаются. Рассмотрим их отдельно.

Как оплатить транспортный налог?

Алгоритм оплаты госпошлины зависит от статуса автовладельца и его собственного выбора.

Юридические лица обычно платят транспортный налог со своих расчетных счетов в адрес Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области или городу Минску. Другие реквизиты можно найти на сайте своей налоговой инспекции. Коды – 03005 и 03006.

Представитель юрлица может сделать такой же платеж в кассе банка. Деньги уйдут на те же реквизиты. Но так поступают редко, например – при проблемах со счетом, в отсутствие бухгалтера на месте и пр.

Физические лица платят госпошлину наличными либо картой:

  • в почтовом отделении;
  • в кассе банка;
  • через ЕРИП.

Платеж на почте или в банке ни знаний, ни усилий не требует, кассиры сами знают получателя пошлины и порядок действий.

Платеж через ЕРИП ненамного сложнее. Порядок действий будет таким:

  1. Войти в ЕРИП.
  2. Найти раздел «Прочие республиканские услуги».
  3. Выбрать «Белтехосмотр».
  4. В нем выбрать «Госпошлину».
  5. Следующий этап – выбрать статус плательщика, физическое или юридическое лицо.
  6. Дальше идут общие для всех платежей операции: ввод суммы, подтверждение оплаты, завершение операции.

Платить через ЕРИП можно удаленно, в интернете или в инфокиосках.

Кто может получить льготы на оплату транспортного налога?

Тем, кто рассчитывает на льготы при уплате госпошлины желательно пользоваться актуальной информацией, т.к. в последние годы здесь произошли некоторые изменения. Так понятия «транспортный налог для пенсионеров» больше не существует, потому что пенсионерам льготы по транспортному налогу больше не предоставляются.

В настоящий момент статьей 250 Налогового кодекса скидка в 50% дается ветеранам ВОВ, инвалидам I и II групп, если они в состоянии управлять механическими транспортными средствами мощнее 5 лошадиных сил, и у них есть подтверждающая это медицинская справка.

Другие льготы по транспортному налогу действуют одинаково и для физических, и для юридических лиц:

50% госпошлины платят за механические транспортные средства конструктивно предназначенные для перемещения опасных грузов.

Полностью освобождены от госпошлины согласно статье 257 НК РБ:

  • пассажирские транспортные средства общего пользования из списка Минтранса;
  • автомобили медицинской помощи;
  • транспортные средства, специально оборудованные для перевозки инвалидов;
  • транспорт с надписью «Социальная служба», фактически занимающийся социальным обслуживанием населения;
  • транспортные средства Вооруженных сил, других силовых ведомств, а также специальный транспорт МЧС.

Еще раз обращаем внимание, что в этих списках нет льгот для пенсионеров, многодетных и других обычных категорий льготников.

Что говорит закон?

  • Статья 249. Ставки экологического налога
  • Статья 18.12. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства

Выводы

Уплата транспортного налога в Беларуси стала весьма непопулярной мерой и значительным расходом для многих автомобилистов. Постоянно идут разговоры об отмене госпошлины или ее реформировании, чтобы налог на дороги распределялся пропорционально пользованию ими. Но пока никаких изменений в не произошло. Новых законодательных актов не принято.

Популярные вопросы о транспортном налоге

Сколько составляет пошлина на транспорт?

Госпошлина для физических лиц колеблется от 2 базовых величин на прицеп, это 54 рубля или 3 базовых на автомобиль до массой до полутора тонн, т.е. 81 рубль. Максимальная пошлина для физлиц – 25 базовых величин или 675 рублей, назначается на грузовое авто.

Максимальная пошлина для юридических лиц такая же и назначается для такого же транспорта. Минимальная пошлина на небольшой прицеп начинается от 5 базовых или 135 рублей.

Есть ли льготы на оплату транспортного налога для пенсионеров?

Для обычных пенсионеров льгот нет. Есть только скидка в 50% для ветеранов ВОВ, а также инвалидов I или II группы. Но и здесь есть важное ограничение – пошлина дается лишь тем, кто имеет возможность водить авто и медицинское заключение об этом.

Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели?

ИП занимаются бизнесом как физические лица и платят госпошлину как физические лица.

Можно ли не платить транспортный налог?

Не платить транспортный налог могут те, кто имеет транспортное средство, но оно не участвует в дорожном движении. Потому что участие в дорожном движении предполагает обязательный техосмотр, а пройти его могут лишь те, кто уплатил пошлину.

Специального наказания за неуплату пошлины нет, а за не пройденный техосмотр есть – на первый раз предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых, т.е. 27- 81 руб., второй раз в течение года – 2-5 базовых, соответственно 54-135 руб.

На что идут деньги от транспортного налога?

При введении госпошлины было заявлено, что деньги пойдут на ремонт существующих в Беларуси дорог и строительство новых. Половина собранных средств поступает в местные бюджеты, половина – центральный республиканский бюджет.

Планируемые изменения по транспортному налогу?

С осени в 2018 года на высшем уровне республиканского руководства идут разговоры о том, чтобы разделить прохождение техосмотра и уплату госпошлины. Есть также перспектива разделения суммы годовой госпошлины на доли пропорциональные месяцу и т.п. Так появится возможность платить только за период фактического пользования авто.

На сайте Минфина есть даже проект указа на этот счет. Но пока ни одна из предложенных норм не действует.

Налоги в Беларуси: подоходный, транспортный, по безработице, на дороги и недвижимость

Новая информация

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня. Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень тут )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Кстати, в России прозвучала инициатива о введении аналогичного сбора. Правительство РФ считает, что необходимо компенсировать расходы на социальное и медицинское обслуживание и таким образом, подтолкнуть неработающих граждан к трудоустройству. Однако уже озвучивают сумму в 20-25 тысяч российских рублей за данный сбор, что несомненно больше если сравнивать с нашим налогом.

Кто будет тунеядцем в 2020 году?

Совет Министров РБ от 31.03.2018 определил, кто будет считаться занятым и не платить налог, а кто будет тунеядцем и соответственно платить сбор.

Занятыми в экономике будут считать:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Исключили из списка занятых:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

А также, к занятым больше не будут относить:

Не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Налоги в Белоруссии

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео


Читайте также:  Регистрация после получения РВП по месту пребывания в Москве, срок прописки, продление документа
Добавить комментарий